Кнопка AE-L/AF-L — блокировка экспозиции и автофокуса

На кнопку AE-L/AF-L можно назначить блокировку автофокуса, блокировку автоэкспозиции, блокировку и того и другого сразу, фиксация блокировки автоэкспозиции и  — собственно — автофокус. То есть можно назначить на нее действие спусковой кнопки в момент нажатия той наполовину. Причем со спусковой кнопки это действие снимается — автофокус перестает реагировать на нажатие кнопки спуска затвора. Это полезно при использовании ловушки автофокуса.

Кнопка AE-L/AF-L на Nikon D3100

Кнопка AE-L/AF-L на Nikon D3100

Блокировка автоэкспозиции и автофокусировки означает, что в момент нажатия кнопки AE-L/AF-L значения экспозиции, фокусировки или всего вместе — в зависимости от выбранных настроек — остаются «замороженными» — перестают меняться до тех пор, пока вы не отпустите кнопку AE-L/AF-L. А если в настройках камеры на кнопку AE-L/AF-L назначено фиксация блокировки автоэкспозиции, то значение экспозиции замораживается при нажатии AE-L/AF-L, а размораживается при следующем нажатии. Последний вариант лично на мой взгляд предпочтительней, поскольку не всегда удобно держать кнопку AE-L/AF-L и одновременной нажимать кнопку спуска затвора. Но, как говориться — кому как удобнее.

Назначать на кнопку AE-L/AF-L блокировку автофокусировки может пригодится, когда вы фокусируетесь с упреждением. Например, Вы хотите сфотографировать бегущего спортсмена в тот момент, когда он будет перепрыгивать барьер. В этом случае можно выставить режим фокусировки AF-C и положиться на автоматику. Но, к сожалению, она Вас может подвести. Быстро бегущий человек вполне может «обогнать» автофокус недорогого фотоаппарата (да и дорогого — иногда) и оказаться вне зоны резкости в момент спуска затвора. AF-C вполне может справиться при хорошем уличном освещении и диафрагме f/5,6-f/8. Но если Вы фотографируете в помещении, то Вам сам Бог велел использовать светосильную оптику — а с нем ГРИП будет очень маленькой и AF-C с большой вероятностью может отстать от быстро движущегося объекта. Выйти из положения поможет — как я уже сказал — фокусировка с упреждением. Пока бегун не добежал еще до барьера, наведитесь обычным способом на сам барьер, нажмите и удерживайте кнопку AE-L/AF-L с назначенной на нее блокировкой автофокуса, не отпуская AE-L/AF-L перестройте кадр и ждете, когда спортсмен прыгнет над барьером. В момент прыжка — спустите кнопку затвора. Тут можно еще сказать, что удобно пользоваться серийной съемкой в таких случаях, но она в недорогих зеркалках слишком медленная и у Вас может получиться так, что первый снимок серийной съемки будет сделан в момент, когда спортсмен еще не попал в зону резкости, а следующий — когда он уже из нее вышел.

Кто-то может спросить —  зачем пользоваться этой кнопкой, когда в такой ситуации можно просто выключать автофокус? Можно, но в недорогих фотоаппаратах нет для этого специального переключателя на самой камере. А на разных объективах такой переключатель находится в разных местах. Кроме того, на некоторых объективах этот переключатель включается с существенным усилием и переключить его быстро не всегда получиться. Ну и самое последнее — Вы просто можете забыть включить автофокус обратно и продолжать делать снимки вне фокуса.

Так что — если Вы снимаете спортивные мероприятия — смело назначайте на кнопку AE-L/AF-L блокировку автофокуса.

В остальных случаях на AE-L/AF-L удобнее назначить блокировку экспозиции. Например, Вам нужно сфотографировать закат. При выборе матричного экспозамера камера попытается всё усреднить и вы получите слишком яркий закат и светлую землю. А Вам хотелось бы лучше проработать именно закат, а земля не так важна. В этом случае Вы просто поднимаете камеру немного выше — чтобы в кадре было больше неба, нажимаете кнопку AE-L/AF-L с назначенной на нее блокировкой экспозиции, не отпуская её перестраиваете кадр и делаете снимок.

Несомненно, всё это можно сделать и в полностью ручном режиме, но функция блокировки автофокуса и автоэкспозиции — одна из тех, которая просто делает съемку удобнее, экономить время и повышает оперативность.