Фокусное расстояние.

Фокусное расстояние — вероятно, одна из самых важных характеристик объектива. И если не вдаваться в технические подробности, то числовое значение фокусного расстояния обозначает способность объектива приближать или отдалять объекты в кадре. И когда фотограф выбирает себе объектив, то сначала он руководствуется именно фокусным расстоянием, а уже потом светосилой и другими характеристиками.

focus

На объективе Nikkor 50mm AF-S 1:1.8 c фиксированным фокусным расстоянием (слева) фокусное расстояние просто обозначено в названии. В объективе с переменным фокусном расстоянии Tamron AF 28-75 f/2.8 (справа) предусмотрена шкала фокусных расстояний. На снимке Tamron настроен на фокусное расстояние в 60mm.

Итак — фокусное расстояние определяет сколько объектов поместиться в Ваш кадр при съемке.  Чем меньше числовое значение фокусного расстояния объектива, тем шире угол охвата кадра. Чем числовое значение больше, тем меньше угол охвата и тем больше объектив увеличивает изображение.

Объективы принято делить на несколько категорий, в зависимости от их фокусных расстояний:

  • Сверх-широкоугольные — от 8мм до 24мм. На таких фокусных расстояниях удобно снимать пейзажи и архитектуру — угол позволяет охватить все, что попадается в глаза и даже в поле периферического зрения человека.
  • Широкоугольные — от 24мм до 48мм — также удобно снимать пейзажи, архитектуру, ростовые портреты. Удобно снимать людей в тесных помещениях и большие группы людей.
  • Стандартные или нормальные — от 48мм до 58мм — называются стандартными, поскольку дают угол охвата сопоставимый с углом поля зрения человеческого глаза. Теоретически, нормальным объективом считается объектив с фокусным расстоянием равным диагонали матрицы. Для полнокадрового фотоаппарата — это 43мм. Однако, объектив с таким фокусным расстоянием есть только у Pentax — SMC Pentax FA 43мм f/1.9. Другие производители выпускают в качестве нормальных от 48 до 58мм  Считается универсальным фокусным расстоянием и подходит для съемки большого количества сцен. Однако на бюджетных камерах с уменьшенной площадью матрицы (например, наш D3100) — при 48-58мм, всё-таки, узковат угол и в тесных помещения не особо поснимаешь. То есть — фотографии то получатся, но многое может остаться за кадром.
  • Телеобъективы — от 60мм до 400мм — при этих фокусных расстояниях удобно фотографировать не только птиц и делать шпионские снимки с большого расстояния, но и делать отличные поясные и лицевые портреты. Благодаря большому фокусному расстояния объектив не даст Вам сфотографировать портрет с близкого расстояния — поэтому геометрические искажения лица будут менее выражены. Однако снимать лицевые портреты с фокусным расстоянием более 135мм также не рекомендуется, возможный обратный эффект — портрет может получиться слишком «плоским».
  • Сверх-телеобъективы — от 400мм до 1000мм и больше. Эти объективы, как правило, недоступны любителям из-за их огромной цены. А те, что доступны (сторонние фирмы-производители выпускают объективы до 2000мм по сравнительно небольшим ценам) имеют ужасное качество рисунка. Предназначены сверх телеобъективы для съемки животных в их естественной среде обитания — там, где нет возможности подойти к ним на достаточно расстояние или для съемки астрономических объектов.
Зависимость угла зрения от значений фокусного расстояния на полнокадровым фотоаппаратом(слева) и DX фотоаппарате(справа).

Зависимость угла зрения от значений фокусного расстояния на полнокадровом фотоаппарате(слева) и DX фотоаппарате(справа).

Однако, всё это не заставляет Вас снимать определенными объективами только определенные сцены. Можно и широкоугольником снять лицевой портрет и у Вас получится дружеский шарж. А, снимая ростовой портрет телеобъективом в 200-300мм, используя для фона небо с Луной, вы можете получить эффект, про который незнающие люди обязательно скажут — это фотошоп! Всё зависит от Вашей фантазии и смекалки.

Надо пару слов сказать о таком понятии, как кроп (crop — резать). У недорогих зеркальных фотоаппаратах светочувствительная матрица «обрезанная», то есть она меньше размера стандартного кадра 35мм пленки.

crop_shipА это значит, что такой фотоаппарат забирает из стандартного кадра кусочек из центра. Кусочек этот в 1,5 раза меньше, чем кадр 35мм в случае с кропнутыми камерами Nikon и в 1,6 раза — в случае с Canon. Другие производители фотоаппаратов придерживаются, как правило, 1,5 значения. В данном случае — 1,5 и 1,6 — так называемый кроп-фактор. Фокусное расстояние же на объективах почти всегда пишется исходя из размера кадра в 35мм. А потому, если Вам приходилось много снимать на пленочный фотоаппарат или камеру с полнокадровой матрицей, то для того чтобы визуально сопоставлять получаемый результат с кропнутой камерой, нужно умножать фокусное расстояние на кроп-фактор. То есть — в пересчете стандартного объектива в 50мм и углом охвата кадра в 46° — на кропе DX-камеры — например D3100 — будет 75мм и  углом примерно в 70°. Но это не делает из 50мм объектива — 75мм. Просто Вам с кроп-камерой придется немного дальше отходить.