Что приобрести дополнительно к Nikon D3100?

Nikon D3100 идет в комплекте с объективом Nikkor 18-55mm f/3,5-5,6 AF-S DX VR, либо с двумя объективами — упомянутый 18-55 + недорогой телеобъектив Nikkor 55-200mm f/4-5.6G AF-S DX VR. Есть также комплектация с объективом Nikkor 18-105mm f/3.5-5.6G AF-S ED DX VR. Это — так называемые KIT объективы. То есть те, что идут как стандартный набор. Эти объективы имеют неплохие характеристики, учитывая свою невысокую цену, а названный 18-55 — вообще уникален при своей цене чуть более $100. Имея один из таких «наборов», Вы сразу сможете делать фотографии неплохого качества. Однако, через некоторое время увлёкшийся владелец камеры начинает испытывать потребность «что-то» докупить, чтобы сделать снимки ярче и интереснее. Зачастую, не ведая, что творит, покупает очень дорогие и не очень востребованные на данный момент вещи. Я попытался собрать несколько предметов, которые должны быть у человека, называющего себя фотографом — пусть даже любителем.

  • Сумка. Она должна быть достаточно вместительно, но при этом и не огромная — чтобы можно было её носить на себе во время съемки. Достаточно, чтобы в нее влезал фотоаппарат с установленным объективом и было место еще под один объектив и внешнюю вспышку. Убедитесь в наличии карманов для светофильтров и других мелких аксессуаров. Также удобно, когда на сумке есть петля для пропускания через нее ремня брюк или джинсов — Вы сможете зафиксировать сумку на боку, чтобы она не болталась и не мешала процессу съемки.
  • Внешняя вспышка. Чтобы улучшить качество снимков при плохом освещении, многие — в первую очередь — стараются купить светосильный объектив. Это неправильно. Светосильные объективы (особенно зумы) — вещь не дешевая, а снимать в плохом освещении с идеальным качеством Вы все равно ими не сможете без вспышки.
    Недорогие вспышки. Слева - автоматическая вспышка Nissin, справа - Yongnuo с установленным синхронизатором от той же фирмы.

    Недорогие вспышки. Слева — автоматическая вспышка Nissin, справа — Yongnuo с установленным синхронизатором от той же фирмы.

    Лучше приобретите для начала не дорогую автоматическую вспышку. Обратите внимания, что желательно, чтобы диффузор вспышки поворачивался во всех плоскостях. То есть не только поднимался-опускался, а еще поворачивался вправо-влево. Вспышка и китовый объектив зачастую даст гораздо лучший результат, чем просто светосильный объектив без вспышки.

  • Нормальный объектив с фиксированным фокусным расстоянием. Рассматривая фотографии других фотографов, Вы — порою — видите красивые портреты с эффектно размытым задним планом и хорошо проработанными чертами лиц моделей. Сделать что-то подобное китовым объективом, несомненно можно, но придется постараться. Гораздо проще это сделать очень резким и светосильным объективом. Светосильный объектив с переменным фокусным расстоянием очень дорогие. Однако, есть еще и объективы с фиксированным фокусным расстоянием — фиксы. Цена их несоизмеримо ниже, а качество выдаваемого результата — чаще всего лучше. И светосила у них — выше. Это объясняется тем, что объектив с переменным фокусным расстоянием сделать гораздо сложнее, чем стандартный фикс. Итак — Вам нужен фикс. Какое фокусное расстояние выбрать? Я рекомендую в первую очередь взять нормальный объектив.
    Nikkor DX AF-S 35mm 1.8G

    Nikkor DX AF-S 35mm 1.8G

    То есть такой, с которым угол обзора в видоискателе примерно равен углу зрения человека. А это в свою очередь значит, что фокусное расстояние должно быть близко к длине диагонали матрицы фотоаппарата. Для кропнутых камер — это 28мм. Но фиксы с таким фокусным расстоянием тоже достаточно дороги и компания Nikon в свое время специально для любительских кропнутых фотоаппаратов выпустила объектив Nikkor 35mm AF-S DX 1.8G. Это очень резкий объектив с быстрым и почти бесшумным автофокусом. При этом он очень близок к нормальному фокусному расстоянию —  35mm очень удобны при съемках в помещении, а светосила 1.8 позволяет понизить ISO или уменьшить выдержку, что также скажется на качестве в положительную сторону.

  • Отражатель. Возьмите не очень большой и не слишком маленький. Тот, что можно взять на прогулку. Отражатель даст возможность подсветить слишком резкие тени, которые получаются при ярком солнце.
  • Штатив. Если Вы хотите снимать качественное пейзажи, штатив Вам необходим. Его необязательно покупать очень дорогой. Достаточно, чтобы он имел металлические стойки и не был очень уж хлипким — камеру, установленную на нем не должно качать ветром. Также убедитесь, что он достаточно компактен в сложенном состоянии для переноски. Огромный штатив, выглядит, конечно, очень внушительно и профессионально, но тащить его в лес или везти на велосипеде может оказаться затруднительно. Штатив еще полезен тогда, когда вы захотите сами запечатлеться на собственных фото.
  • Дистанционный пульт. Он нужен, чтобы при съемке со штатива на длинных выдержка не сдвинуть камеру в момент нажатия на кнопку спуска затвора.
    pult

    Пульт управления затвором FOTGA

    Можно обойтись и без него, задействовав, например, задержку спуска в 2 секунды. Но пульт также дает возможность снимать с выдержками больше 30 сек. — в режиме Bulb. А некоторые — довольно недорогие пульты умеют еще и производить интервальную съемку. Например, для съемки timelaps.

  • Поляризационный фильтр. Для того, чтобы получить необычные снимки с очень контрастным небом или прозрачной водой пригодится поляризационный фильтр. Он не пропускает поляризованный свет и тем самым уменьшает отражение и блики с неметаллических поверхностей — стекла, воды или от атмосферы. Однако не следует применять его, если фокусное расстояние меньше 28мм — цветовая окраска неба будет неравномерной. Также, помните, что поляризационный фильтр «работает» только при боковом свете.
    Слева направо: Без фильтр; недорогой поляризатор фирмы Hoya; дорогой фильтр Marumi

    Слева направо: Без фильтр; недорогой поляризатор фирмы Hoya; дорогой фильтр Marumi

    Если вы будете снимать по солнцу или против него, то эффекта вы не увидите. Нет смысла использовать поляризационный фильтр при слишком рассеянном свете — в туман, или в пасмурную погоду. 

  • Градиентный фильтр. Градиентный фильтр накручивается на объектив либо ставиться перед ним с помощью специального держателя. Они имеет светлую часть снизу и плавно переходит в темное — кверху. Служит он для того, чтобы при съемке пейзажа можно было «всунуть» и светлое небо и темную землю в небольшой динамический диапазон матрицы камеры. И небо будет контрастнее, и земля с полями — лучше проработаны.

Я не упомянул о бленде и защитном фильтре, поскольку сам я считаю их использование как что-то совершенно естественное.