Новая жизнь старых объективов.

Nikon D3100. Гелиос 44-2

Nikon D7100. Гелиос 44-2

У многих из нас или наших родителей в запыленных кладовках или чердаках можно найти (если постараться) старый фотоаппарат. У кого-то это вполне может быть и Leica M1 или M2, но подавляющее большинство советских людей не могло позволить себе такой роскоши и делали фотографии для семейного архива на фотоаппараты Чайка, ФЭД, Киев, Зоркий, но самыми распространенными на момент заката Советского Союза были, конечно же — зеркальные фотоаппараты Зенит. И в отличие от дальномерных ФЭД’ов и им подобным, зеркальные фотоаппараты Зенит имеют рабочий отрезок такой же, как и у зеркальнх фотоаппаратов Nikon, Canon и некоторых других. Это делает возможным использование объективов от старых Зенитов с новыми камерами Nikon, Canon и другими современными зеркальными фотоаппаратами. Однако, на Зенитах чаще всего использовалось резьбовое крепление объектива M42. Поэтому на Nikon такие объективы можно поставить только через специальный переходник. Тут же появляется и другая проблема: используя переходник, мы меняем длину рабочего отрезка — переходник, ведь — дополнительная «прокладка» — и часть объективов перестают фокусироваться на дальних объектах — на бесконечности. Для того, чтобы вернуть возможность нормальной фокусировки, в переходник иногда добавляют линзу, компенсирующую этот недостаток. Однако и с такой линзой в переходнике мой Гелиос М44-2 упорно не хотел фокусироваться на бесконечности и мне пришлось его немного «доработать напильником» — в прямом смысле.

Зенит ЕТ с установленным объективом Индустар 50-2, который можно использовать на современных зеркальных фотоаппаратах, использую переходник.

Зенит ЕТ с установленным объективом Индустар 50-2, который можно использовать на современных зеркальных фотоаппаратах, используя переходник.

Переходник можно найти практически в любом фото-магазине и они есть трех видов: переходник без встроенного чипа и корректирующей линзы; переходник с чипом и без корректирующей линзы и, наконец, переходник с чипом и корректирующей линзой. Чип нужен для того, чтобы Вы могли фотографировать с ним в режимах A,S и P. В противном случае придется фотографировать только в режиме M — что не так уж страшно, учитывая что диафрагму и резкость придется и так выставлять вручную. А линза служит для компенсации увеличения рабочего отрезка.

По поводу качества старой (особенно советской) оптики в Интернете написано очень много. Много споров и холиваров. Одни считают, что в современных объективах нет души, а в старых она есть. Другие считают, что старые советские объективы — хлам, не достойный даже упоминания на фото-форумах. Так или иначе — все эти споры привели к тому, что старые более-менее стоящие объективы на барахолках стали стоить немыслимо дорого, и у людей, которые их покупают либо не куда девать деньги, либо какое то оригинальное мировосприятие. Моё личное мнение — даже самый недорогой и распространенный фикс 50mm f/1.8 для любых из популярных систем (Nikon, Pentax, Canon и др.) на голову выше таких ширпотребных вещей, как Гелиос-44-2 или Индустар 50-2. Это те объективы, которые могут оказаться в руках большинства из вас — учитывая их популярность в свое время. А действительно стоящие советские объективы (вроде вновь пущенного в производство Гелиос 40-2 85мм) дороги на столько, что есть смысл задуматься: стоит ли тратить на оригинальное бокэ (а на самом деле — несовершенство старого стекла и ошибки в изготовлении) сумму, сопоставимую с другими современными объективами. Касаемо того же Гелиос 40-2 85мм есть мнение, что его навязчивое закрученное бокэ несколько отвлекает от главного объекта в кадре. А чаще всего этим объективом снимают портреты и модель не редко отходит на второй план, когда на фото — ТАКОЕ БОКЭ.

Однако упомянутые Гелиос-44-2 и Индустар 50-2 имеет смысл использовать, если у Вас нет вообще никакой другой светосильной оптики. Качество их картинки все-таки выше, чем у китовых пластмассовых объективов, но не более того. Ну, или если Вам просто нравится экспериментировать.