Про встроенную и внешнюю вспышку.

Встроенная вспышка может сгладить слишком резкие тени при ярком солнце или поможет сделать снимок при плохом освещении тогда, когда нужно получить изображение любой ценой. Съемка людей с включенной встроенной вспышкой при плохом освещении часто называют «вспышкой в лоб» и такой метод дает плоскую некрасивую картинку. Почему она кажется некрасивой? Дело в том, что мы практически никогда не видим, чтобы свет падал на лица людей под прямым углом — для нас это не естественно. Лица в таком освещении видят, пожалуй, только шахтеры, когда включают на каске фонарь. К тому же, при таком методе хорошо освещается только передний план, а задний — проваливается в темноту. Любая зеркальная камера имеет сверху разъем для подключения внешней вспышки — так называемый «горячий башмак». Вспышка может быть с ручным управлением, либо автоматическая. Что значит автоматическая? Это значит вспышка умеет сама подбирать мощность импульса во время съемке. Для этого при нажатии кнопки спуска затвора, вспышка дает эталонный тесовый импульс, камера оценивает освещение от него и подбирает мощность импульса. Встроенная вспышка позволяет через меню выбирать между автоматически режимом i-TTL (У Canon аналог этого режима называется E-TTL), либо ручным управлением вспышкой с возможностью выбирать мощность вручную. Заметьте, что в режимах A и P выдержка при включенной вспышке на D3100 (а также и на многих других недорогих камерах) всегда равна 1/60 сек. И если Вы хотите выставить другую выдержку, то придется использовать режим M или S. И в режиме M и в S вспышка в автоматическом режиме будет подбирать мощность импульса сама. Если Вы хотите полностью контролировать поведение фотоаппарата и вспышки, нужно выбрать ручной режим управления вспышки и режим съемки M.

Итак, понимая, что встроенной вспышкой Вам сложно добиться хорошего результата, Вы решаете купить внешнюю автоматическую вспышку. При выборе основной внешней вспышки обычно руководствуются следующими критериями:

  • Максимальная мощность импульса. Мощность вспышек обычно обозначают ведущим числом. Оно указывает на каком расстояние при съемке «в лоб»  при определенном фокусном расстоянии и значении ISO вспышка способна в достаточной мере осветить объект для того, чтобы получился правильно экспонированное фото. У встроенной вспышки — это, как правило — от 7 до 18 метров. У внешних вспышек средней мощности — до 30 метров. У мощных — от 30 до 60 метров. Мощная вспышка — это всегда лучше, но не стоит забывать, что чем мощнее вспышка, тем она дороже и больше размером.
  • Функциональность. Современная вспышка — это сложное электронное устройство, имеющее различные функции. Часть этих функций может быть Вам не нужна, а цена за их наличие будет выше. Например, если в Вашей камере нет функции управления вспышкой по радиоканалу, то Вам ни к чему и в используемой вспышке такая функция.
  • Габариты. Это вовсе не маловажный критерий при выборе. Если Вы в основном будете брать вспышку на посиделки с друзьями или вечеринки в кафе, то большая мощная вспышка окажется обузой и несмотря на её повышенную мощность, Вы, возможно, пожелаете более компактный и удобный инструмент. Компания Nikon для своих камер выпускает компактную модель вспышки Nikon SB-400, которая работает от всего двух батареек типа AA и имеет ведущее число 21м. Весит при этом всего 127г. Однако, диффузор её поворачивается только в одной плоскости — вверх-вниз. Поэтому Вы не сможете сделать вертикальный снимок, отражая свет вспышки от потолка.
  • X-Sync. Упомяну об этой функции отдельно, потому что реализация последней во вспышке делает её значительно дороже. Прежде, чем рассказать об x-sync, стоит объяснить о том, что затвор имеет ограничение минимальной выдержки при использовании вспышки. На недорогих камерах — это, чаще всего — 1/100 или 1/200 сек.. У более продвинутых камер достигает 1/320 сек.. Дело в том, что вспышка имеет мощный, но очень короткий импульс — порядка 1/1000 сек.. Чтобы изображение нормально осветилось, нужно чтобы вспышка сработала в тот момент, когда затвор камеры полностью открыт. Но конструкция затвора камеры такова, что шторки полностью открываются не на всех выдержках, а только на достаточно длинных — упомянутые 1/100; 1/200; 1/320. При более коротких выдержках шторки не раскрываются полностью — вторая шторка начинает двигаться еще до того, как первая полностью достигла края кадра. Таким образом перед матрицей проносится щель, создаваемая шторками. И если в этот момент сработает вспышка, то на фото будет нормально освещенная только часть кадра — та самая щель. Функция x-sync позволяет снимать со вспышкой и значениями выдержки вплоть до 1/4000 сек. и даже более. Достигается это тем, что вспышка делает не один короткий импульс, а множество таких импульсов в момент срабатывания затвора, равномерно освещая всё поле кадра. Не стоит забывать о том, что в этом случае сильно снижается максимальная мощность импульса вспышки. В режиме x-sync вспышка выдает примерно 1/10-1/5 своей заявленной мощности. Чтобы эта функция работала, она должна быть реализована и в Вашем фотоаппарате. И если в камере функции нет, то и вспышка с такой функцией Вам, скорее всего, не нужна.

Пару слов об использовании внешней накамерной вспышки. Знайте — вспышка, установленная на камере не даёт художественного красивого света. Относитесь к ней, как неизбежному, но необходимому злу. Нужна она только тогда, когда у Вас нет возможности сделать или найти хороший свет. Но Вы чаще всего сможете улучшить качество результата, поворачивая диффузор вспышки и отражая её свет от различных светлых поверхностей. Например, если в помещении белый потолок, то, направив вспышку вверх, Вы получите очень мягкий рассеянный свет, идущий сверху. При этом под глазами у людей могут появиться неприятные тени. И если в случае с мужским портретом это вполне допустимо, то из женщин это может сделать зомби. Чтобы сгладить тени под глазами, воспользуйтесь отражателем-визиткой, который есть во всех внешних мощных вспышках и представляет собой белый прямоугольник, выдвигающийся из верхней части диффузора. Часть импульса будет отражена от визитки и попадет на лица снимаемых, что сгладит тени под глазами и «нарисует» красивый блик в их глазах, что сделает их более живыми.  Отражать свет можно не только от потолка, но и от стен или других светлых предметов. Также отмечу, что упомянутый метод «вспышкой в лоб» всё-таки имеет место быть в репортажном фото. Когда вы фотографируете какое-нибудь мероприятие, которое проходит в помещении с очень высокими потолками, или выкрашенными в темные цвета, то единственный способ получить нормально освещенное изображение — это направить диффузор вспышки на снимаемые объекты. Свет, возможно, будет и не самый лучший, но событие будет зафиксировано, а для большинства людей это гораздо важнее, чем мягкий рассеянный свет. Что лучше: иметь фотографию своей дочери, танцующей на собственной свадьбе с не очень хорошим светом, или не иметь вообще? Однако, при таком способе старайтесь избегать слишком коротких выдержек и низких значений ISO при съемке в темных помещениях.  Поднимите на стоп ISO и сделайте немного длиннее выдержку — это поможет избежать сильного затемнения заднего плана.

Слева - "вспышка в лоб", справа - отражатель вспышки направлен вверх.

Слева — «вспышка в лоб», справа — отражатель вспышки направлен вверх.