Баланс белого и серая карта

Слева - баланс белого "определила" в момент съемке камера. Справа - баланс белого подкорректирован в графическом редакторе.

Слева — баланс белого «определила» в момент съемке камера. Справа — баланс белого подкорректирован в графическом редакторе.

Фотографировать приходится при разном освещении: при ярком солнечном свете, при закатном солнце, в помещении, освещенным люминесцентными лампами или, даже, при свечах. Цвет этого света очень разный — дневной свет — белый, свет от свечи — красно-желтый, свет от люминесцентной лампы — синеватый.  Цвет освещения называется — световой температурой и измеряется в кельвинах (большая латинская буква K). И как бы не было странным, но свет, который мы привыкли называть холодным — имеет большую температуру, чем тот, который мы называем — теплым. Например, свет от тлеющих угольков в камине имеет температуру 800-1000K, свет от свечки — примерно 1500K, свет закатного солнца — 3500K, а свет в сумерках — как бы это не было странно — имеет световую температуру  7500-8500K.  В зависимости от цветовой температуры освещения, меняется и цветовые оттенки окружающих предметов, но наш мозг очень быстро адаптируется к этим изменениям. Чаще всего мы без труда можем определить цвет и оттенок предмета и под ярким полуденным солнцем, и при свечах. Цифровой фотоаппарат, в отличие от нашего высокоразвитого мозга не умеет с такой точностью адаптироваться под окружающее освещение, поэтому в любой цифровой камере есть инструмент, позволяющий подсказать ей, при каком освещении производится съемка. Инструмент этот называется — баланс белого. Его можно выставить в режим Auto и камера будет пытаться определить температуру освещения автоматически и чаще всего будет это делать вполне достойно. Однако при смешанном освещении (например, в люстре из шести лампочек вкручены 2 обычные лампы накаливания и 4 — энергосберегающие) автоматика определит из них самый яркий источник света и его будет считать — белым, что сделает снимок или слишком синим, или — наоборот — в красно-желтых тонах. Если Вы фотографируете в raw, то ничего страшного в этом нет. В любом raw-редакторе можно подкорректировать баланс белого и вернуть снимку достойный вид, но и в этом случае желательно позаботиться о правильном балансе белого в момент съемки. Во-первых — чтобы сократить время постобработки, а во-вторых — чтобы уже на экране камеры в момент съемки правильно оценивать цветовую составляющую снимков. А бывает и так, что Вы хотите намеренно сделать «неправильное» освещение на снимке, сделать его теплее, чем есть на самом деле. Более продвинутые зеркальные камеры позволяют выставлять температуру окружающего освещения в кельвинах. Зная примерно какая температура бывает при различном освещении, Вы можете выставлять это значение и получать снимки с правильной световой температурой. Например, фотографируя в полдень в безоблачную погоду, Вы можете выставить значение баланса белого в 5000K. Если вам кажется, что при таком значении снимки получаются синеватыми, то увеличьте значение световой температуры до 5200-5500K и наоборот. В недорогих любительских камерах баланс белого не выставляется с помощью значений в кельвинах — все настройки сводятся к выбору профилей: солнечно, пасмурно, лампа накаливания и т.д.. Но подкорректировать при этом температуру тоже можно, уводя снимок в разные тона. Если же Вам не удалось существующими инструментами настроить баланс белого так, как Вам того нужно, в любой камере есть возможность настроить баланс белого, используя эталонный снимок белого предмета. Как правило в меню выбора профилей баланса белого есть пункт «измерить». После выбора этого пункта Вам предоставляется возможность сфотографировать какой-либо белый или серый предмет. Главное, чтобы он занимал всё или почти всё поле кадра. Таким образом Вы подскажете камере, какой цвет при данных условиях съемки нужно считать белым и все дальнейшие снимки будут делаться, исходя из этого факта. Но будьте внимательны при выборе белого предмета. Ведь, при определенных условиях наши глаза нас тоже могут обмануть и белая футболка Вашей ассистентки, которую вы будете использовать как эталонный белый цвет, может оказаться слегка розовой и снимки будут получаться в очень теплых желтоватых тонах. И вот на этот случай и придуман такой аксессуар, как серая карта.

Набор эталонных карт. Серая карта, эталонная белая и эталонная черная.

Набор эталонных карт. Серая карта, эталонная белая и эталонная черная.

По сути — это кусок картона или пластмассы, выкрашенный в эталонный 18-и процентный серый цвет. Его можно использовать как в момент съемки, фотографируя его как эталонный белый при настройки баланса белого, так и для постобработки. То есть выставить на камере баланс белого Auto и  фотографировать серую карту на вытянутой руке всякий раз, когда освещение изменилось (вы вышли на улицу, зашли в дом, в зале включили свет и т.д.). Затем в любом raw редакторе с помощью инструмента «баланс белого» вы сможете выбрать «пипетку» и указать ею на серой карте на снимке. Баланс белого будет определен с очень высокой точностью и вы его сможете применить на остальные фото с таким же освещением. Не забывайте только, что в этом случае нужно фотографировать в формате raw. Часто серая карта идет в комплекте с эталонной белой и эталонной черной картами. Их Вы можете использовать, указав в графическом редакторе черную и белую точки, например — в фильтре «Уровни». Кстати, в качестве эталонного белого цвета, работая в графическом редакторе можно использовать белки глаз модели — при определенных условиях (если человек не болен) так — чаще всего — можно настроить правильный баланс белого.

Однако, существуют случаи, когда правильно выставленный баланс белого только ухудшит снимок. К примеру, Вы снимаете в помещении с декоративным освещение — например, с синим, то есть с зашкаливающей световой температурой. При синем свете некоторые оттенки красного и желтого почти перестают отражать свет и становятся черными. И если в это ситуации Вы попытаетесь применить серую карту, то автоматика попытается вытащить из снимка несуществующие цвета, что очень сильно отразиться на качестве фотографии — в худшую сторону. Помните: если Вы собственными глазами не можете определить цвет предмета при определенных условиях, то цифровая камера тем более не сможет зафиксировать этот цвет.

Использование эталонной серой карты в графическом редакторе

Использование эталонной серой карты в графическом редакторе