Синее-синее небо: градиентный фильтр и поляризатор.

Использовался поляризационный фильтр + градиентный фильтр

Цвет неба получен при помощи поляризационного и градиентного фильтров.

Как я уже неоднократно упоминал, динамический диапазон цифровых фотоаппаратов не очень широк и зачастую, фотографируя пейзажи, небо на снимках часто выбивается в однородный белый цвет — становиться пересвеченным и совершенно неинтересным. Чтобы хорошо прорисовать небо, нужно уменьшить экспозицию кадра, но тогда то, что находится снизу — земля, трава, горы, вода — окажутся недоэкспонированными — тёмными. Таким образом возникает необходимость уменьшить экспозицию — затемнить только часть кадра. Для осуществления этого и был придуман градиентный фильтр.

Градиентные фильтры

Градиентные фильтры

Он представляет собой прозрачную пластину из стекла, акрила или поликарбоната с нанесенным на неё градиентом — начиная от середины — и позволяющей затемнить часть кадра, оставив светлым другую его часть. Пластина эта может быть оформлена в виде обычного круглого фильтра для объектива, либо может быть прямоугольной или квадратной, и устанавливаться перед объективом с помощью специального держателя — холтера. Прямоугольные фильтры удобнее: перемещая пластину в холтере, вы можете добиться необходимого затемнения в том месте, где в вашем поставленном кадре находится горизонт. Более того, многие холтеры позволяют устанавливать 2 и более пластин фильтров, чтобы добиться нужного Вам результата. В случае с круглыми стандартными фильтрами, градиент находится строго на одном уровне — посередине и не позволяет сдвинуть его вверх или вниз. Но Вы можете его вращать. Круглыми фильтрами удобнее пользоваться, если вы снимаете пейзажи, находясь в отпуске и гуляя по городу. В этом случае установленный холтер с пластинами фильтров может повлиять на вашу мобильность, а странное нагромождение на объективе привлечет к Вам излишнее внимание окружающих :-). Надо также рассказать и о границе градиента.

На объектив установлен держатель COKIN P с прямоугольным градиентным фильтром

На объектив установлен держатель COKIN P с прямоугольным градиентным фильтром

Она может быть резкая — практически делить кадр пополам — на черное и белое, а может очень плавно переходить от прозрачного к затемненному. Для широкоугольной оптики нужны плавные границы градиента, а для стандартной и узко-фокусной — резкие границы. Также достаточно удобно использовать прямоугольную пластину градиентного фильтра без держателя — ставить её перед объективом и удерживать свободной рукой при необходимости. Сама пластина легко входит в нагрудный карман и Вы всегда сможете её применить при необходимости. Стоит упомянуть о цветных градиентных фильтрах. Например, снимая в осенний пасмурный день, для того чтобы немного оживить унылое небо, можно использовать синий градиентный  фильтр, а снимая тяжелые грозовые тучи, можно их подкрасить градиентным табачным фильтром — для придания драматизма.

Другой фильтр — поляризационный — обладает гораздо более интересным эффектом, чем градиентный. Действие его основано на способности определенных материалов, из которых сделан фильтр, отсекать поляризованный свет. На практике это выражается в том, что при определенных условиях Вы с помощью поляризатора сможете убрать отражение от блестящих неметаллических поверхностей (например с воды или стекла), а также убрать часть света, отражаемого атмосферой, что сделает небо более синим, а облака на нем — контрастнее. Поляризационный фильтр выглядит как обычный круглый фильтр для объектива, но снабжен (так же, как и градиентный фильтр) поворачивающейся оправой непосредственно с фильтром. Для того, чтобы появился эффект — поверните оправу  установленного на объектив поляризатора глядя в видоискатель и добейтесь наибольшего видимого эффекта. Чтобы эффект был максимальный, должны быть соблюдены некоторые условия. Во-первых — свет должен быть направленный, то есть не рассеянным. В туман, или при пасмурной погоде поляризатор бесполезен. Эффект будет либо едва заметен, либо его не будет совсем. Во-вторых — свет должен падать сбоку под углом примерно от 45 до 135 градусами. Иными словами источник света должен располагаться не сзади и не спереди. Из-за влияния от угла падения света вытекает и еще одно условие — не стоит использовать поляризатор на широко и сверх-широкоугольных объективах. При очень широком угле эффект на снимке может проявиться неравномерно. Например, часть неба будет более контрастной, а другая часть — нет. Применяйте поляризационный фильтр на фокусных расстояний от 24 мм. и более. Кроме своих замечательных свойств, поляризатор представляет собой еще и затемненное стекло, уменьшающий экспозицию на 1-2 стопа — об этом нужно помнить.

Поляризатор иногда может сделать небо слишком синим.

Поляризатор иногда может сделать небо слишком синим.

Его можно даже отнести к разряду нейтрально серых фильтров, но о них в другой раз. В зависимости от условий и чистоты воздуха поляризационный фильтр может «выкрасить» небо практически в темно-синий цвет и если Вам это не нужно, вы всегда можете ослабить эффект, повернув немного оправу фильтра.

Вы можете также комбинировать градиентный и поляризационный фильтры для получения более сильного эффекта (как, например, это сделано при съемке фотографии сверху статьи), но помните, что любой фильтр несколько искажает цвета фотографии, нарушает баланс белого и немного ухудшает резкость. Поэтому при съемке с недорогими  градиентными и поляризационными фильтрами — лучше это делать в формате raw, чтобы затем было просто исправить искажённый баланс белого и цвет.

Волшебство поляризационного фильтра не оканчивается только лишь раскрашиванием неба в синий цвет. Также — как я уже упомянул — с его помощью можно убрать блики света от разных неметаллических поверхностей:

Слева - без поляризатора, справа - с поляризатором.

Слева — без поляризатора, справа — с поляризатором.

Слева - без поляризатора, справа - с поляризатором

Слева — без поляризатора, справа — с поляризатором

Есть еще один — более доступный способ. Это съемка пейзажа с поправкой экспозиции -1 или -2 стопа с последующей обработкой снимка в редакторе raw. Дело в том, что динамический диапазон матрицы в темных тонах немного шире, чем в светлых. Другими словами — в графическом редакторе проще из темного сделать яркое, чем из яркого — темное. На снятый с отрицательной поправкой экспозицией снимок можно наложить программный градиентный фильтр и фильтр, который во многих raw редакторах называется «тени и света». Его эффект напоминает D-Lighting. То есть — темное делает светлее, а светлое — темнее. Но так Вы сможете только сымитировать эффект градиентного фильтра, и уж точно — никакая компьютерная обработка не способна повторить эффект поляризационного фильтра.

Программная обработка слева направо: без обработки; градиентный фильтр; градиентный фильтр и фильтр "тени и света"

Программная обработка слева направо: без обработки; градиентный фильтр; градиентный фильтр и фильтр «тени и света». Непосредственно во время съемке на объектив был установлен поляризационный фильтр.