Инфракрасное фото

DSC_4140

Фокусное расстояние 18mm, выдержка 10 сек., диафрагма f/11 фильтр 720nm

В моем детстве среди школьников ходили легенды о «красной» пленке. Дескать — фотографируешь на неё одетого человека, а он на снимке — голый 🙂 Это, конечно, были всего лишь байки, но и в них была доля истины. Пленка, о которой тогда шла речь — это монохромная пленка, чувствительная к инфракрасному диапазону светового спектра. Говоря техническим языком, весь световой спектр, имеющий длину волны длиннее 780nm не виден человеческому глазу, а инфракрасная пленка к нему чувствительна. Мир в инфракрасном диапазоне выглядит причудливо и необычно. Инфракрасный свет, например, очень хорошо отражается от листьев деревьев и травы, но при этом практически полностью поглощается водой и ясным небом. Озера выглядят как черные провалы, а лиственные деревья — словно покрыты снегом. Откуда же пошли легенды о «голых людях» на фото. Дело в том, что инфракрасный свет легко просвечивает ткани, сделанные из нейлона. На таких фото нейлон походит на полупрозрачный целлофан. Отсюда и байки. Но согласитесь, мало кто носит или носил тогда одежду полностью из нейлона.

Не смотря на то, что пленочные фотоаппараты постепенно становятся историей, Вы и теперь сможете разнообразить свое творчество, сделав несколько инфракрасных снимков. Для осуществления этого есть два способа. Первым пользуются мега-профи и чрезвычайно продвинутые фотографы. Они своими силами, либо пользуясь услугами специальных мастерских, убирают из камеры защитный инфракрасный фильтр с матрицы. Дело в том, что любая матрица чувствительна к инфракрасному спектру и, чтобы на снимках не было искаженных цветов, на матрицу ставят специальную прозрачную пластинку, которая частично блокирует ненужный для человеческого восприятия диапазон. Фильтр этот убирают, датчики автофокуса юстируются — это нужно, поскольку в инфракрасном диапазоне фотоаппарат начинает фокусироваться по другому — и c не юстированными датчиками «промахивается». Такой способ дает очень хороший результат, но при этом переделанная камера будет снимать только инфракрасные фото, и если это Ваша единственная камера, то — возможно — Вы не захотите пользоваться таким способом. К счастью — есть и другой способ. Он дает значительно худший результат, но все-таки дает представление о инфракрасном фото в целом и, порою, дает возможность получить интересные снимки. Не смотря на то, что на матрице камеры и стоит фильтр, блокирующий инфракрасный спектр, часть его все-таки проникает на матрицу. Поэтому достаточно надеть на объектив специальный фильтр, блокирующий видимый световой диапазон, поставить камеру на надежный штатив, выставить выдержку от 10 сек. до 2-3 минут и смотреть — что вышло. Надо сказать, что резкость нужно наводить в ручную и желательно до того, как надеть на объектив фильтр, а диафрагму закрутить до f/8-f/11. Инфракрасные фильтры продаются в фото-магазинах, интернет-магазинах и кроме диаметра различаются отсекаемым световым диапазоном. Значение это пишется на фильтре в Нанометрах (nm). Не стоит брать слишком «черные» фильтры — например 800nm — рискуете ничего не увидеть на фото. Лучше взять тот, который кроме инфракрасного диапазона «прихватывает» еще и часть видимого диапазона. Например 650nm или 720nm.  Фото, которое получиться в результате будет черно-красное — такое и должно быть. Его в последствии переделывают в черно-белое. Черно-белое инфракрасное фото — есть классика 🙂 Однако существует возможность сделать фото еще более причудливым, добавив «обмана» в фото-редакторе и выставив баланс белого, например —  по траве или листве. Цвета будут искажены и снимок будет еще загадочнее.

Стоит заметить, что вторым способом Вы не получите настоящее инфракрасное фото. Фильтр, установленный на матрице отсечет весь спектр с длиной волны более 850-900nm и в Вашем распоряжении останется очень узкий диапазон — от фильтра на объективе до фильтра на матрице. То есть от 650-800 до 800-900nm. И снимки в этом диапазоне не будут такими уж захватывающими. Однако, они дадут представление о инфракрасной фотографии в целом и дадут понять — хотите Вы продолжать заниматься подобным творчеством, или — нет.