Нужна ли зеркалка?

Этот пост побудила меня написать забавная ситуация, в которую попал один мой знакомый. Этот самый знакомый пришел как то ко мне домой и увидел несколько фотографий, висящих  на стене — портреты моих детей, родных и друзей. Портреты ему, видимо, понравились и он поинтересовался — на какой фотоаппарат они были сделаны. Я показал ему свой видавший виды Nikon D3100, знакомый кивнул, спросил про цену, удивился и больше ничего не говорил на эту тему. То есть ему хватило информации о том, что эти фото сделал вот этот фотоаппарат. Позже выяснилось, что он на следующий день сходил в магазин и купил почти такой же фотоаппарат, только посовременнее — D3200. Сделал им несколько снимков и с удивлением обнаружил, что фото получились даже и не то что не такие, как у меня на стенке, а еще и хуже, чем делает его недорогой смартфон. Вместо того, чтобы поинтересоваться — почему так случилось, он вернул камеру в магазин и пополнил ряды тех, кто считает что классные фотки можно делать только на камеры ну никак не менее чем за полмиллиона денег, а недорогие зеркалки — есть разводилово на бабло и страшный коммерческий заговор. Про фото у меня на стенке он, вероятно, уже и не вспомнил. Цель этого поста — попытаться помочь разобраться читателю — нужна ли ему зеркальная камера, или — нет. А если — не нужна зеркалка, то что тогда выбрать. Рассматривать будем четыре вида фотоаппаратов: собственно, зеркальный фотоаппарат; дальномерный фотоаппарат со сменной оптикой (их еще по непонятной причине окрестили системной камерой, беззеркалкой — этим словом можно вообще любой фотоаппарат назвать без зеркала, или псевдозеркалкой — что совсем уж глупо. Собственно, слово «дальномерный» к нему также не очень походит, но все-таки оно ближе по форм-фактору этого аппарата); цифровой компактный фотоаппарат с несъемным объективом и, наконец — суперзум (это такой, который некоторые называет «почти зеркалка», хотя ничего общего, кроме внушительного размера и возможностью делать фотографии у них нет). Я намеренно не рассматриваю среднеформатные фотоаппараты и пинхолы, поскольку они — мне кажется — выбиваются и разряда любительской фото-техники из-за своей сумасшедшей цены и чересчур узкой специализации.

Слева направо: зеркальный фотоаппарат, суперзум,дальномерный фотоаппарат со сменной оптикой, компактный цифровой фотоаппарат

Чтобы понять — нужен ли Вам зеркальный или какой то другой фотоаппарат, нужно хотя бы поверхностно разобраться — в чем между ними разница. На самом деле все перечисленные типы фотоаппаратов кроме зеркального имеют одну и ту же принципиальную конструкцию: Внутри корпуса стоит светочувствительная матрица, на которой «рисуется» с помощью объектива изображение, а оно — в свою очередь показывается на экран. На экране видно — что будет сохранено в виде фотографии при спуске кнопки затвора.

Устройство зеркального фотоаппарата. (Кликнуть для увеличения).

Устройство зеркального фотоаппарата. (Кликнуть для увеличения).

Зеркальный же фотоаппарат имеет зеркало для сквозного визирования через объектив. То есть то, что будет запечатлено на матрице после спуска затвора, Вы предварительно видите в оптическом видоискателе — системы из зеркала, пентапризмы и линз. Но выбором профессионалов и продвинутых любителей зеркалку делает вовсе не наличие в видоискателе зеркала, а тот факт, что зеркалки просто делают другими — у них быстрее автофокус, больше размер матрицы, надежнее корпус, удобнее органы управление и т.д. Этот класс фотоаппаратов в отличие от других продолжают делать таким, что человек, не знакомый с фотографией как с наукой или искусством не сможет сделать высококачественную фотографию. И вот причины этого:

  • На зеркальных фотоаппаратах установлена крупная матрица — это приводит к уменьшению ГРИП, что в свою очередь приводит к тому, что выставленная в режиме Auto зеркалка делает много не резких снимков. Точки фокусировки могут упасть совершенно не туда, куда хотелось бы снимающему. А в случае с мыльницами, на которые намеренно ставятся крошечные матрицы и — как следствие — ОЧЕНЬ широкоугольные объективы (чтобы компенсировать громадный кроп-фактор) автофокус практически не нужен. У моего старенького цифрового Kodak’а была очень забавная система автофокусировки: она имела всего два предела — либо близко, либо далеко — работал мгновенно и всё было в фокусе. Однажды автофокус заклинило, а фото все равно были резкие, если объект съемки находился дальше двух метров 🙂 Сейчас и на компакты ставят более крупные матрицы — что замедлило их автофокус. А в смартфоны ставят настолько мелкую матрицу и настолько широкоугольный объектив-линзу, что механический фокус у них — как правило — отсутствует. Им хватает программного улучшения резкости.
  • В зеркальном фотоаппарате режим Auto — чаще всего для галочки. Зеркалка в режиме Auto дает чаще всего худший результат, в отличии от цифровых компактов, рассчитанных на людей не имеющих представления о фотографии — на мыльнице выходной файл имеет больше постобработки процессором камеры, то есть — «фотошопа» — там контраст подтянулся, тут резкости добавилось и т.д.
  • Визирование через видоискатель. Да — то, что увлеченным фотографом оценивается как плюс — для большинства людей — минус. Смотреть в «дырочку» не каждый хочет. Тем более, что в видоискателе зеркалки мы видим всё своими глазами, а на экране компакта — то, что показывает матрица. А значит пересвеченное небо, смазы изображения, цифровые шумы в камере — всё это человек, используя компакт увидит до того, как спустит затвор, а в зеркалке он, видя красивый закат, сфотографирует его и увидит уже потом то, что небо выбилось в контрастно бело-красный, а земля — непроглядно черна.

Это были причины некачественных фото, получаемым зеркалкой в случае, если человек не хочет разбираться с тонкостями фотографии. А вот то, что противопоставит увлеченный фотолюбитель этим трем пунктам:

  • Большая матрица — это хорошо! Это значит, что матрица имеет меньше шумов при недостаточном освещении и имеет более широкий динамический диапазон(переход от темных тонов к светлым — более плавный). Это также значит, что с ней можно использовать более длиннофокусный объектив, что приведет к меньшим геометрическим искажениям на снимках — лица не будут выглядеть как у инопланетян, любящих снимать селфи. Меньше зона ГРИП! Да —  то что в начале мы выставили как минус, для фотографа — плюс. С помощью ГРИП можно выделить основной объект в кадре и размыть неинтересный задний план — чтобы не мешал. А когда ГРИП нужен более широкий (например, для съемки пейзажа или группы людей), фотограф знает — что для этого нужно сделать.
  • Режим Auto в зеркалке — не нужен. Вот как раз этот режим в зеркалке — и есть коммерческий заговор, потому как более-менее приличное фото в этом режиме с зеркалки получить сложно, а люди, покупая зеркалку, на него рассчитывают. А потом оставляют дорогой зеркальный фотоаппарат пылиться на полке, а сами фотографируют на смартфон. И напрасно.
  • Через видоискатель работать удобнее и быстрее. Не знаю — почему. Просто опыт. Правда, в последнее время стало модно на некоторые зеркалки ставить электронный видоискатель, что, несомненно — интересное решение, но оно несет себе все минусы визирования через матрицу, а плюс только один — при плохом освещении лучше видно. Смысл его заключается в том, что вы смотрите не напрямую через систему зеркал и призм, а в маленький экранчик, установленный в видоискатель. Будьте бдительный при выборе зеркалки — это устройство ставят вместо пентапризмы всё чаще.
  • Но основной плюс использования оптического видоискателя с зеркалом в цифровом зеркальном фотоаппарате то, что он, в отличие от экрана не «слепнет» на солнце. Вы всегда увидите то, что Вы будете снимать — даже при ярком солнце. К тому же в случае с оптическим видоискателем питание на матрицу подается только в момент спуска затвора. Матрица при этом не успевает сильно нагреться и изображение получается менее шумное.

А вот дополнительные плюсы, которые дает зеркальный фотоаппарат фотографу:

  • Полностью механический затвор. В некоторых компактах и, тем более — в дальномерных камерах со сменной оптикой — тоже бывает механический затвор, но в зеркальном фотоаппарате затвор — всегда механический. Механический затвор обеспечивает лучшую попиксельную резкость на коротких выдержках. Некоторые утверждают, что и динамический диапазон с механическим затвором — более широк, но лично я не вижу тут особой логики.
  • Быстрый фазовый автофокус. Опять же, такой иногда ставят и в дальномерные камеры со сменной оптикой, но в зеркальном фотоаппарате он основной. Он очень быстр и почти всегда быстрее, чем контрастный автофокус, применяемый в компактах, суперзумах и дальномерках. Да — у него есть минус. Он подвержен такой досадной штуке как фронт- и бэк-фокус.
  • Ну и, конечно же — сменные объективы. Правда, дальномерки со сменной оптикой тоже обладают этим плюсом, но во-первых — такие аппараты появились относительно недавно и объективов для них пока не много, а во-вторых этот факт никак не забирает плюса у зеркалки.
  • У всех без исключения зеркальных фотоаппаратах есть стандартное(для своей схемы) гнездо для внешней вспышки, чего нельзя сказать о суперзумах, и компактах. А в дальномерках гнездо может как отсутствовать, так и быть — но только под какие то свои единичные вспышки.
  • Ну и — вес. «Тяжесть — это хорошо!» Борис Бритва (c) :-). Но, конечно же — это как раз минус, но оно того стоит!

Теперь немного конкретики:

  • Для кого нужен цифровой компактный фотоаппарат. Он нужен для тех, кто просто хочет иметь изображение каких то жизненных ситуаций, мероприятий или происшествий, не задумываясь о основах фотографии. При этом у него нет претензий к качеству изображения и нет стремления получать красивые художественные снимки. На самом деле — любым фотоаппаратам можно снимать хорошие кадры, но для этого нужно знать — как это делать.
  • Для кого нужен суперзум. На самом деле — это точно такой-же фотоаппарат, что и компакт. Отличает его только то, что на него установлен объектив с громадным диапазоном фокусных расстояний. То есть им можно снимать и пейзаж и воробьев на деревьях. Как по мне — он не нужен никому. Фокусным расстояние выше 50мм на супер-зумах пользуются крайне редко. И в семейных фото-архивах таких фото, как правило, не встретить. Разве только — изображение Луны :-). При этом чем шире диапазон фокусных расстояний, тем хуже оптический характеристики объектива: больше геометрические искажения, хуже резкость. Заметьте — самый недорогой суперзум-объектив для зеркалки Tamron AF 18-270mm f/3.5-6.3 стоит примерно 22000р, при этом качество его картинки — мягко говоря — не хвалят. Поделив верхний предел фокусного расстояния на нижний, мы получим кратность объектива. Она будет — 15x. То есть только объектив кратностью 15x и не очень хорошими оптическими характеристиками стоит 22000р. А фотоаппарат суперзум FujiFilm FinePix HS50, например стоит примерно 15000р и имеет кратность встроенного объектива 44x(!). Можно представить — какое оптическое качество у такого объектива. Фото с таких систем можно посмотреть в Интеренет. Они сносные на низких фокусных расстояниях. На них обычно и фотографируют. А птички, снятые с фокусным расстоянием в 300-400мм очень «мыльные» и блёклые. И как правила люди, купившие такой аппарат в качестве семейного, получают тот же компакт, только более громоздкий, чаще более дорогой, с худшем качество картинки, но зато выглядящий «как зеркалка». Кстати, выглядит как зеркалка он не просто так. Длинный выезжающий хобот объектива заставил производителей сделать корпус аппарата  более удобным для удерживания в руках — чтобы объектив не перевешивал — действительно, как и у зеркалки.
  • Для кого нужен дальномерный фотоаппарат со сменной оптикой. Это новый очень интересный тип фотоаппаратов. Эта тот же компакт, только на нем можно менять объектив. Отсутствие зеркала в конструкции позволило не только сделать саму камеру компактней, но и уменьшить рабочий отрезок объектива, что привело к уменьшению конструкции и самих объективов. Телеобъектив дальномерной камеры как правило размером с 85мм фикс от зеркалки. Но чуда не произошло и в карман такой фотоаппарат по прежнему не положишь — объективы у них все еще не очень маленькие. Размер матриц в этих камерах такие же как и у компактов. Но есть фирмы, оснащающие свои дальномерные камеры матрицами стандарта APS-C — то есть как у стандартных кропнутых зеркалок, но цены у них примерно такие же, как и у продвинутых зеркалок — $1000-$1500, да и размеры не намного меньше. Так что порекомендовать такой фотоаппарат можно разве что хипстерам, владельцам iPhone и другим людям с нестандартной точкой зрения, ну или людям, которые просто любят покупать фотоаппараты.
  • Прежде чем написать про зеркальный фотоаппарат, хотелось бы вспомнить про то, что иногда производители делают вещи сбалансированные по цене и качеству для людей, умеющих делать выбор, применяя логику, а не только руководствуясь инстинктом потребления и «чтобы как у него». Речь идет об обычных дальномерных камерах с встроенной оптикой. Это такие модели как Nikon P340, Canon PowerShot G16, Olympus SH-60, Nikon P7800 и им подобные. Это качественные компактные камеры с умеренным диапазоном фокусных расстояний, относительно большими матрицами, хорошими оптическими характеристиками и ценой недорогих зеркальных фотоаппаратов. Так вот если Вы хотите снимать для собственного семейного альбома качественные фото, но при этом не желаете осваивать азы фотосъемки, то такие камеры Вам подойдут скорее всего больше, нежели зеркалки. Иными словами, если у Вас есть желание купить зеркалку и снимать на ней в режиме Auto, то этот тип камер — для Вас. Только фото у Вас будут получаться лучше, чем с зеркалки. Этикамеры компактны, легки в обращении и имеют режимы работы с «творческими» режимами — P,A,S и M на случай, если захочется сделать красивый портрет при заходящем солнце… Именно Nikon P7800 я и порекомендовал впоследствии тому самому моему знакомому. Им он остался доволен.
  • Ну и кому же нужен зеркальный фотоаппарат? Кроме профессиональных репортеров и фэшн-фотографов(которые едва ли будут читать этот пост), он нужен только человеку, который хочет осваивать «рисование светом» — именно так переводится слово фотография с греческого языка и именно этим занимается фотограф. Тому, кому интересно смотреть, как в различное время суток солнечный свет падает на те или иные предметы. Человеку, который готов навсегда забыть про режимы «Auto», «Ночной портрет», «Пейзаж», «Ребенок», «Вишневый негр, скачущий на страусе с кукурузой в ухе на фоне горы стеклянных лампочек» и т.д.. Тому, кого не пугает тот факт, что одного купленного фотоаппарата с китовым объективом может быть недостаточно в будущем. Тому — кто хочет делать своими руками красивые художественные фото-снимки.