Дисторсия, виньетирование, хроматические и иные аберрации…

Когда смотришь видео-обзор какого-нибудь нового (или старого) объектива — будь то фирменный мега-фикс за сто тысяч денег, или китовая «затычка» за три рубля — практически всегда услышишь фразу про такие вещи, как хроматическая аберрация, дисторсия и виньетирование. Многие начинающие фотографы придают им очень большое значение. Разберемся по-очереди с каждым из них:

Розоватая кайма - хроматические аберрации. Справа - исправленные в редакторе

Розоватая кайма — хроматические аберрации. Справа — исправленные в редакторе

Хроматические аберрации — это небольшой розоватый ореол на границе темных и светлых деталей на снимке. Происходит такой эффект из-за того, что разные световые волны под разным углом проходят через линзы объектива. То есть — из-за дисперсии.

Nikkor DX AF-S 35mm 1.8G - один из самых "хроматящих" Nikon'овских объективов.

Nikkor DX AF-S 35mm 1.8G — один из самых «хроматящих» Nikon’овских объективов.

Говоря простым языком, цветовые составляющие кадра несколько «разъезжаются» на снимке относительно друг друга. Производители объективов ищут разные решения для уменьшения этого эффекта, используют низкодисперсионные элементы в конструкциях оптики, но, порою, даже очень дорогие объективы подвержены хроматическим аберрациям. Как правило, хроматические аберрации возникают при съемке на открытых диафрагмах в светосильных объективах. При f/3.2-f/4 практически любой объектив перестает «хроматить». По крайней мере так, чтобы это было заметно. Откровенно говоря, большинство начинающих фотографов не обращают на него внимания, пока не наткнутся на описание данного эффекта в Интернете. А опытные фотографы — вообще, не обращают на него внимания.

Небольшой фиолетовый ореол - фриджинг, или осевые аберрации

Небольшой фиолетовый ореол — фриджинг, или осевые аберрации

Если уж Вам так сильно досаждает эта едва заметная розоватая каемка (в случае, если Вы — например — хотите напечатать постер 3х4 метра и рассматривать его с двух шагов), то фотографируйте в RAW — в любом редакторе этих файлов есть исправление этого эффекта.

Осевые аберрации — очень походит на хроматические, но имеет не розоватый оттенок, а фиолетовый и несколько более мыльный характер. Также называется фриджингом. Его уже труднее убрать в редакторе но всё-таки возможно по крайней мере минимизировать.

Сферические аберрации  — это то, что заставляет картинку на снимке делать более «мыльной» при открытой диафрагме.

"Мыльный" снимок - сферические абберации Гелиоса М44-2

«Мыльный» снимок — сферические аберрации Гелиоса М44-2 на открытой диафрагме

Происходит он всё из-за той же дисперсии при использовании бОльшей площади линз объектива. Чем ближе к краю линзы от центра, тем сильнее световые лучи подвержены дисперсии. От того и при закрытии диафрагмы Вы получаете более резкий кадр. Вы отсекаете часть лучей — тех которые проходят дальше от оси фокусировки — и получаете более резкий кадр. Опять же — зачастую — бритвенная резкость — не всегда необходимость на снимке. А, порою, она только мешает (например, при съемке лицевого портрета не «завизажированной» модели). Ну если Вы, конечно, не снимаете для модного глянцевого журнала (что скучно). Но и в этом случае часто достаточно прикрыть на пол-стопа — стоп диафрагму.

Виньетирование — незначительное (а в некоторых случаях — и значительное) круговое затемнение по краям снимка. Происходит все из-за той же дисперсии в объективах с относительно небольшой передней линзы. Тут я имею в виду размер передней линзы относительно конструкции объектива. По простому говоря, в кадр «залезает» непрозрачный край объектива. Виньетированием «больны» практически все объективы, но только на одних это заметно сильнее, а на других — меньше. Некоторые производители в погоне за лучшей резкостью и уменьшением различных искажений делают переднюю линзу объектива просто огромной. Например, сверхширокоугольный Samyang 14mm f/2.8 имеет просто громадную переднюю линзу относительно своей конструкции. Бороться с виньетированием можно всё тем же прикрыванием диафрагмы. Так или иначе, редакторы RAW умеют исправлять искажения объектива — включая и виньетирование.

Дисторсия — искажения, которые пугают фотографов, снимающих архитектуру. Это подушкообразные и бочкообразные искажения, когда изображение кажется выгнутым или вогнутым. Страдают им в основном короткофокусные объективы и реальный вред от них есть только тогда, когда на снимке есть прямые линии, параллельные линии и т.д..

Эффект дисторсии объектива Samyang 14mm f/2.8 Слева - исходный вариант. Справа - исправленный в редакторе Darktable

Эффект дисторсии объектива Samyang 14mm f/2.8
Слева — исходный вариант. Справа — исправленный в редакторе Darktable

Самый лучший способ увидеть это искажение — снять кирпичную стену. С этими искажениями уже трудно бороться во время съемки, хотя производители фотоаппаратов снабжают свою технику программным корректором дисторсии, но работают это только на «родных» объективах и только в формат JPG. В остальных случая дисторсию Вам придется исправлять самим — опять же не так сложно это делать в редакторе RAW, который, как правило, имеет в себе базу объективов и исправляет искажение в «один клик».

Существует еще с десяток оптических дефектов, которые может давать объектив и с которыми с переменным успехом борются доблестные инженеры — разработчики оптики, внедряя в производство объективов новейшие технологии и заставляя новинки фото-техники стоит сумасшедших денег. Однако, так или иначе, но искажения объективов чаще всего не является причиной получения плохой фотографии. Человек, разглядывающий Вашу фотографию не будет интересоваться — сколько в Вашем объективе низкодисперсионных элементов и какова его цена. Фотография — это сюжет. И если на Вашей фотографии нет сюжета, то уже не важно — насколько мало или много различных оптических искажений отобразилось на снимке — он в любом случае — плохой. При этом снимок с сюжетом и правильной компоновкой интересен и с хроматическими аберрациями, и с легкой дисторсией, и не совсем резкий, а виньетирование можно использовать как художественный эффект.