Редактор RAW-файлов Darktable. Работа с первой фотографией.

Итак, ознакомившись с предыдущим постом, Вы можете начать редактировать свой первый снимок. Мы будем делать самые элементарные действия — подготовим основу для редактирования практически любого фото. Откройте для редактирования какой-нибудь снимок RAW. Я для примера выбрал фотографию-пейзаж, сделанный в не режимное время — с ошибками. Часть кадра слишком темная, часть излишне светлая — и в целом кадр производит не очень хорошее впечатление. Попробуем улучшить его в Darktable.

DrktblEdt1Справа Вы видите список модулей и, возможно, заметили, что напротив трех из них кнопки включения уже нажаты. Действительно, Darktable при загрузке фото автоматически включает модули Резкость — на небольшом уровне, Баланс белого — с настройками, основанными на данных из снимка и Базовую кривую — с профилем, выбор которого основан на модели Вашего фотоаппарата. Если по каким то причинам Вас не устроило — как он это сделал, вы можете вернуться к исходному снимку RAW, используя закладку История изменений слева от редактируемого фото и выбрав в нем Исходный вариант.

DrktblEdt3Обратите внимание — как выглядит на самом деле «сырой» RAW-файл. В следующий раз, когда кто-то Вам скажет, что ненавидит «отфотошопленные» фотографии, покажите ему как на самом деле выглядит «неотфотошопленная» фотография.

Меня лично устраивает, какие изначальные настройки выдает Darktable, но мы все-таки вернемся в Истории изменений к Исходному варианту и будем редактировать всё сначала — дабы понять назначение того, или иного модуля Darktable. Заметьте, что когда Вы откатитесь к исходному варианту фото, то модуль Баланс белого всё равно останется активным. Отключив его, Вы получите совсем уж что-то ужасное — с сильно искаженными цветами и оттенками.

Итак — первый модуль из выбранных нами ранее — это Резкость. Щелкая скроллингом (я имею в виду — использование скроллинга как кнопки) мыши в разных участках фото, мы можем увеличить этот участок до 100%. Еще одно нажатие увеличить его до 200%, а еще одно — вернет к общему виду. Итак — выберете какой-нибудь участок фотографии и увеличьте его до 100%. Затем просто включите модуль Резкость и обратите внимание как изменится увеличенное изображение. Также разверните модуль Резкость и увидите, что у него есть еще три ползунка, которыми Вы сможете изменять параметры модуля. Я редко притрагиваюсь к таким из них, как Радиус и Порог. Чаще всего пользуюсь только ползунком Сила. Я ставлю ее в пределах от 600 до 1000 — не больше. Также замечу, что этот модуль избавляет от мыльности и плохой четкости изображения, которые возникли из-за недостаточно высокого качества линз объектива или не идеальных условий съемки (дымка, туман, другие атмосферные явления), но никак не от неправильно наведенной резкости.

DrktblEdt4

Результат будет выглядеть примерно так:

DrktblEdt5

Левая часть фото с выключенным модулем резкость, правая — с включенным.

Далее поговорим о Базовой кривой. Этот модуль применяется при открытии нового фото и выбирает профиль в соответствии с Вашей камерой. Но так как мы вначале вернулись к исходному RAW’у, то теперь этот модуль тоже отключен. Разверните его и Вы увидите, что модуль отображает в виде графика — с какой яркостью ему отображать разные тона. То есть слева графика — темные тона, а справа — светлые. Справа от кнопки включени/выключения модуля есть кнопка выбора профилей и в Базовой кривой есть несколько профилей для разных камер. В моем случае — при загрузки фото автоматически выбирается «Как в Nikon (альтернативная)», но мне лично больше нравиться просто «Как в Nikon». Также этот график можно поправить вручную. После применения Базовой криво снимок станет контрастнее.

DrktblEdt7

Слева — Базовая кривая включена с профилем «Как в Nikon», справа — отключена.

Однако фото всё еще темное, а потому — следующий очень полезный модуль — это Уровни. Он позволяет откорректировать отображение светлых и темных тонов в правильных — если так можно выразиться — пределах. Разверните модуль Уровни и включите его. Вы увидите изображение гистограммы — графика, отображающего содержание тонов от темных к светлым и расположение его в пределах видимости. В идеале гистограмма должна начинаться в начале графика и заканчиваться в конце. Если в начале графика есть пустое пространство — значит изображение слишком яркое — «пересвеченное», а если в конце — слишком тёмное. Откорректировать Уровни можно, передвигая левой кнопкой мыши вертикальные белые полоски-ползунки вначале и конце графика гистограммы. Но часто бывает достаточно нажать кнопку Авто снизу модуля.

DrktblEdt8Далее рассмотрим модуль Экспозиция. При первом же использовании этого модуля Вы можете заметить, что он дублирует модуль Уровни. Но это не совсем так. Просто при использовании Экспозиции, меняется и отображение гистограммы — что и отражается на графике Уровней. Однако изменение параметра Темные области в Экспозиции носит несколько иной характер, нежели установка ползунка Уровней с левой стороны графика гистограммы. Экспозиция позволяет сделать светлее или темнее кадр при помощи ползунка Экспозиция, и прибавить/убавить контраста при помощи ползунка Темные области. Иногда я не прибегаю к помощи модуля Уровни, а пользуюсь только Экспозицией.

Модуль Хроматические аберрации можно либо включить, либо выключить. Лично я не видел от него никаких ухудшений, а потому, если Вы сомневаетесь в его необходимости, то просто включите его. Он позволяет избавиться от некоторых искажений, которые дает светосильная оптика, отсюда и название модуля.

Модуль Баланс белого имеет много параметров и профилей, но не стоит этого всего пугаться. Если Вы не мега-спер-крутой дизайнер-художник-издатель, то Вам из всех характеристик понадобится только одна — Температура и пара-тройка профилей. В моем случае съемка проходила днем в несколько облачную погоду, поэтому я выбрал профиль Прямой солнечный свет и ползунком Температура несколько увеличил её, добившись синего неба.

Исходный RAW

Исходный RAW

После редактирования

После редактирования

Правая часть кадра по-прежнему слишком темная, а левая — излишне светлая. Для исправление этого нам понадобятся копия модуля Экспозиция. Для этого нажмите на кнопку управления копиями модуля:

DrktblEdt10 Выберите Создать копию. Появиться модуль Экспозиция 1. Раскройте этот модуль и в меню Смешивание выберете Рисуемая маска. Выберете изображение карандаша и с помощью мышки, не отпуская левой кнопки,  нарисуйте маску поверх темных участков изображения. Неудобство в том, что как только Вы отпустите левую кнопку мыши, то чтобы нарисовать еще одну маску, нужно снова выбрать изображение карандаша. Размер кисти при рисовании можно регулировать вращением скроллинга.

DrktblEdt11Затем поставьте ползунок Размывание маски до 40-60 — чтобы маска не имела резких краев. При необходимости нарисуйте дополнительные маски в других местах кадра. Теперь модуль Экспозиция 1 будет действовать только на выбранные участки кадра. Однако, чудес не бывает и осветлять темные участки можно только в ограниченных пределах. При злоупотреблении такого способа на краях маски появляется светлый ореол, который портит весь кадр в целом.

Также это можно сделать при помощи модуля Тени и света, но этот модуль мы пока не рассматриваем.

DrktblEdt12

Модуль Трансформация предназначен для обрезки кадра, выравнивания горизонталей и вертикалей, а также для коррекции перспективы. Например, в том случае, когда вы фотографируете архитектуру на широкоугольный объектив. Разверните модуль Трансформация, затем установите курсор мышки на уровне горизонта на снимке слева, нажмите правую кнопку, а теперь проведите мышкой линию до уровня горизонта справа снимка. Добейтесь, чтобы нарисованная линия совпадала с горизонтом и отпустите правую кнопку мышки. Фото автоматически выровняется по горизонту. Также можно выравнять и по вертикали. С развернутым модулем Трансформация Вы можете осуществлять кадрирование. Поместите курсор мышки к любому углу кадра и увидите направляющий квадратик, потянув за который, вы сможете выбрать ту часть кадра, которую хотите оставить. В модуле есть параметр Формат. Там можно выбрать соотношение сторон, выбираемого прямоугольника. После выбора области кадрирования просто щелкните дважды по не затенённой области и кадрирование будет завершено.

Осветляя чересчур темные места и затемняя светлые я — в конечном итоге — получил кадр, опубликованный ниже. Разворот по горизонтали сделан лишь в ознакомительных целях. Фотография на мой взгляд не имеет какой-либо высокой художественной ценности, поскольку — как я уже говорил — снята была неправильно. Именно поэтому она и была выбрана для демонстрации возможностей редактора.

DSC_6176_11

Нажать для увеличения