GIMP. Вступление…

GIMP — это открытый и бесплатный графический редактор, дающий возможность осуществлять цифровую обработку фотографий, или заниматься цифровой живописью. Почему именно GIMP, а не Adobe Photosop или Corel Painter?

Давайте представим, что мы живем в современном цивилизованном обществе (к которому мы все, без сомнения, стремимся), где людям и в голову не приходит заниматься мелким пиратством — воровством программного обеспечения.  В этом случае для редактирования своих любительских фотографий придется приобрести лицензию на один из пакетов программного обеспечения профессионального уровня. Хотите немного убрать морщинки на лицах любимых? Убрать небольшой прыщик? Просто сделать забавный коллаж? Тогда вам придется раскошелиться на стоимость замечательных выше упомянутых коммерческих продуктов. Однако можно зайти на сайт https://www.gimp.org и абсолютно легально, без каких-либо денежных взносов и регистраций скачать графический редактор GIMP с широкими возможностями по редактирования и коррекции фотографий. Во время установки GIMP не будет предлагать установить дополнительное бесполезное ПО, после установки он не будет клянчить с вас денег в фонд помощи пеликанам-альбиносам, не будет каждый день напоминать о необходимости покупки лицензии для расширения собственного функционала. Хватит ли Вам его функционала? Если вы читаете этот сайт — то однозначно — хватит. Профессиональный ретушер, обрабатывающий фотографии для журнала VOGUE  едва ли может тут оказаться.

Я также не пытаюсь сравнивать GIMP с коммерческими аналогами по той причине, что последний «фотошоп», в котором я что-нибудь да делал, был версии 6 — то есть от 2000 года. После этого я долго не притрагивался к редактированию изображений, а впоследствии делал это только в GIMP. А потому мне не ведомо — какие инструменты доступны в современном фотошопе, потому как всё что нужно мне — есть уже в привычном GIMP’е.

Для проявки и основной коррекции цифровых негативов RAW я использую Darktable, а GIMP я использую для ретуши уже экспортированных JPG файлов. И если Вы решили, всё-так попробовать возможности этого редактора, то перейдите по этой ссылке, выберете операционную систему из трех доступных (Linux, MacOS или Winodws), в которой вы работаете и установите на свой компьютер GIMP. Если Вы пользователь Windows — просто скачайте GIMP по этой ссылке.

Итак, установим GIMP и сделаем некоторые настройки. Откровенно говоря лично мои настройки GIMP’а после установки сводятся к переводу его в однооконный вид. До версии 2.8 это сделать было нельзя и GIMP представлял собой от трех и более раздельных окон, также как и будете его видеть Вы, запустив первый раз после установки. Лично мне это было неудобно всегда, хотя в пору, когда экраны монитора не могли похвастаться очень уж большим размером и разрешением, в этом был смысл. Теперь же просто откройте меню Окно и поставьте галочку напротив пункта Однооконный режим и GIMP обретет привычную для многих целостность. С другой стороны, Вы, конечно же можете оставить всё как есть и, возможно, для Вас многооконный режим покажется более удобным.

Теперь в левой верхней части окна GIMP Вы увидите набор значков — инструментов редактора. Под ними — динамическое окно — параметры выбранного в данный момент инструмента. В правой верхней части вы увидите вкладки: Слои, Каналы, Контуры, История действи. А под ними — вкладки: Кисти, Текстуры и Градиенты.

Теперь откроем меню Правка и выберем пункт Параметры. Тут Вы можете настроить внешний вид инструментов, темы, размеры значков и прочее, но главное тут есть пункт Панель инструментов, в котором можно выбрать какие именно инструменты будут отображаться, собственно, в панели инструментов. Я для себя исключаю из этого списка ненужные мне инструменты: Выделение переднего плана, Преобразование по рамке, Перо, Штамп по перспективе и добавляю инструменты, которыми пользуюсь довольно часто: Тон насыщенность, Уровни и Кривые.

На этом первоначальную настройку можно считать законченной и можно приступить к редактированию фотографии. В этом посту я сделаю простую стандартную ретушь простого стандартного портрета без подключения дополнительных модулей, чтобы просто показать — для чего GIMP необходим именно мне. Приступим. Но перед этим — немного философии…

Кто-то считает, что улучшение фотографий в графическом редакторе — дело плохое. Все должно быть естественно, пусть даже это и некрасиво. Кто-то, наоборот, готов сфотографированную модель в абсолютный ноль засиликонить в фотошопе, чтобы кожа выглядела как фарфор новенького заварочного чайничка, а белки глаз светились белым как пара фонариков. Я же придерживаюсь того, что ретушь нужна ровно на столько, на сколько она не заметна на конечном результате. Да, мы видим людей в живую совершенно по-другому, нежели на фотографии. Мы никогда не смотрим на людей в упор, не разглядываем каждую морщинку с расстояния полуметра. Более того, наши глаза различают значительно больше полутонов, нежели может передать среднестатистический современный монитор. И морщины на лице, и мешки под глазами модели наяву не выглядят так, как они четко будут прорисовываться на вашем мониторе. Более того, наше зрение — бинокулярно и мы получаем гораздо больше информации об видимом объекте в реальности, чем разглядывая плоскую фотографию. Разумеется, очень много зависит и от съемки и, не умея фотографировать, Вам не получить красивый портрет или пейзаж даже при колоссальном опыте работы в графическом редакторе, но всё-таки несколько улучшить внешний вид фото всегда можно. И если ретушь сделана, но никто этого не заметил, то ретушь сделана хорошо.

У нас есть фотография девушки, сфотографированной в низком ключе. Низкий ключ и — вообще — жесткий свет для женского портрета не самый выгодный. Но при этом светотень при такой съемке получается очень интересной. Итак — исходник:

Промежуток_0

Откроем это изображение в GIMP. После этого изображение займет центральное окно программы, а во вкладке Слои появится слой с названием файла.

01Для начала воспользуемся инструментом Лечебная кисть и с помощью него уберем прыщики, болячки и другие незначительные дефекты кожи.

02

Для этого, выберете инструмент Лечебная кисть. В параметрах ниже выберем необходимы нам размер кисти с помощью мыши. Размер кисти должен быть больше дефекта.  Теперь нажмите на клавиатуре клавишу CTRL и, удерживая ей, щелкните мышкой в то место на фото, где кожа модели не имеет дефекта и максимально подходит по тону. Как правило — это рядом с дефектом. Теперь отпускаем CTRL и щелкаем мышкой по дефекту — и он исчезает. Отличие Лечебной кисти от инструмента Штамп в том, что последний просто переносит кусочек изображение, а Лечебная кист еще выравнивает тон и цвета перенесенного изображения. Надо отметить, что для удобства можно увеличивать и уменьшать изображение. Для этого нажмите на клавиатуре клавишу CTRL и покрутите скроллингом мышки в том месте где хотите увеличить изображение.

05Таким образом пробегаемся по всему портрету, исправляя маленькие точечные дефекты, а также небольшие блики и получаем такой промежуточный вариант в сравнении с оригиналом:

Промежуток_1Теперь, используя всё ту же Лечебную кисть, уберем морщины и сгладим неудачно упавшую тень под глазом. Для этого обратим внимание на окно Параметры инструментов ниже панели инструментов.

07Установите параметр Непрозрачность в 15-20% и, также, установите с помощью клавиши CTRL область на коже модели без дефектов, затем щелкните мышкой на начале морщины и проведите до конца, не отпуская кнопку мыши. Следите за тем, чтобы при этом движущаяся рядом область копирования не залезала на другие дефекты, или контрастные детали. Вот так должно получится:

09

И промежуточный вариант в сравнении с предыдущим выглядит теперь так:

Промежуток_2На мой взгляд изображение несколько тускловато, а потому выбираем инструмент Уровни:

10Выберете инструмент Уровни и щелкните мышкой в любое место фотографии. В появившимся окне сдвиньте мышкой правый ползунок на гистограмме влево в Уровне на входе.

11Если нужно добавить темного, то нужно сдвинуть левый ползунок — вправо, а если нужно просто убавить или прибавить яркости, то двигайте влево/вправо центральный ползунок на диаграмме. И вот промежуточный вариант:

Промежуток_3Далее я продемонстрирую, как сделать ярче глаза, хотя в этой фотографии это и не нужно. Создадим новый прозрачный слой. Для этого внизу окна с вкладкой Слои нажмите кнопку Новый слой.

12В появившемся окне выберем пункт Прозрачный слой и нажмите Ok. Теперь выберете инструмент Аэрограф, а также поменяйте цвет тона с цветом фона, нажав на угловые стрелочки рядом с инструментом Выбор переднего плана и фона.

14_В настройках инструмента Аэрограф выберете размер кисти и нарисуйте белым цветом кружочки на глазах, не задевая, однако белки и зрачки.

15Теперь в режиме работы слоя выберете пункт Перекрытие и с помощью ползунка Непрозрачность добейтесь нужного Вам результата. Также рекомендую уменьшить фото до размера, когда его видно целиком и с помощью кнопки включения/отключения видимости слоя (маленькое изображение глаза напротив каждого слоя) убедитесь в том, что данный слой улучшает общее впечатление от просмотра фото, а не ухудшает его. В случае с моим фото я не стал делать зрачки ярче. При съемке вспышка и так достаточно осветила глаза.

Теперь поработаем с излишним блеском кожи. Этот неприятный эффект возникает на фотографиях очень часто, особенно, если вы фотографируете людей на улице жарким днем. Вызываем диалог инструмента Цвет переднего плана и фона, нажав на соответствующую иконку в панели инструментов. Затем выбираем Пипетку и с помощью неё выбираем на коже модели фрагмент достаточно светлый, но не содержащий эффекта бликов света.

18Создаем еще один прозрачный слой по аналогии с предыдущим и поверх него рисуем инструментом Аэрограф выбранным цветом светлой кожи с параметром непрозрачности 20-40% по бликующим участкам кожи. Если вы несколько ошиблись, то с помощью изменения непрозрачности слоя можно в определенных пределах подкорректировать общий результат. И вот следующий промежуточный вариант в сравнении с предыдущим:

Промежуток_4Я бы остановился на этом, но зная тягу начинающих фотографов к «разглаживанию» кожи, попробую сделать что-то подобное в GMIP.

Итак, мы имеем стопку слоев, каждый из которых что-то корректирует и добавляет. Зайдите в меню Слой и выберете пункт Создать из видимого. Сверху стопки слоев появиться еще один, который просто копирует всё, то, что мы видим. Сделаем копию этого слоя, нажав соответствующую кнопку под списком слоев.

22Теперь нужно подготовить «маску для лица». Перейдем в меню Фильтры, затем в подменю Размывание выберете Выборочное Гауссово размывание. В открывшимся диалоговом окне выставите параметры фильтра. Параметр Радиус размывания позволяет настроить степень взаимопроникновения — если так можно выразится — рядом стоящих пикселей по тону. Чем число выше, тем более плавным будет переход тонов. Предел границ отвечает за то, какие — в зависимости от контраста — границы тонов будут оставаться относительно резкими, а какие — размытыми. В зависимости от разрешения фотографии эти параметры и должны выбираться опытным путем. Сразу скажу, что при Радиусе размывания выше 40 на процессор компьютера возлагается большая нагрузка. Так с введенными мною параметрами 70/40 мой i7 задумался на 15 минут.

26После применения фильтра копия слоя примет такой вид:

27Сделаем из этого слоя маску. Нажмем правой кнопкой мыши на эту размазанную копию слоя и выберем из выпавшего меню пункт Добавить маску слоя. В появившемся диалоговом окне выберете Черный цвет (полная прозрачность) и нажмите OK.

28Теперь слой станет прозрачным, но если будем рисовать по нему белым цветом, то там, где мы будем рисовать, будет провялятся слой. Выберем инструмент Аэрограф, выберем цвет тона белым и начнем аккуратно рисовать по маске в тех местах, где хотим разгладить кожу лица и рук, не задевая при этом тех мест фотографии, которые должны остаться резкими. После того, как мы все прорисовали там где нужно, можно убрать видимость всех нижних слоев и посмотреть как выглядит наша «маска для лица».

29

Теперь вернем видимость всех слоев (а на самом деле нас интересует слой Видимое и тот, что с маской) и с помощью параметра Непрозрачность для слоя с маской отрегулируйте степень выравнивания кожи на свой вкус — от лёгкой нерезкости при 20% (как я и оставил) до абсолютной «пластмассовасти» — при 100%. Ну и посмотрим что же получилось в результате наших трудов.

Для увеличения щелкните мышкой

И более крупно.

Для увеличения щелкните мышкой

Улучшение фотографии с помощью графического редактора может затянутся до бесконечности. Всегда кажется, что можно сделать лучше. Тут главное — вовремя остановиться и использовать освободившееся время на улучшение своих снимков в момент съемки, а не исправление потом возникших проблем в редакторе. Хороших снимков и творческих успехов!